Статья

Наука — производству

Новые вершины селекционеров

В «День урожая», который состоялся 25 октября, сразу два сотрудника ФГБНУ «ФНЦ риса» удостоились региональных наград. Заместитель директора Виктор Савельевич Ковалев стал обладателем медали «За выдающийся вклад в развитие Краснодарского края» I степени, а руководитель элитно-семеноводческой станции «Красная» — филиала Центра Евгений Петрович Максименко — II степени. Чем не повод поговорить о достигнутых успехах и перспективах развития? Поэтому наши корреспонденты и выехали в поселок Белозерный, где находится штаб отрасли, для беседы.

Элиту сеять выгоднее

Е.П. Максименко свою должность занимает с 2008 года. До этого хозяйство возглавлял Сергей Владимирович Кизинёк, которому доверили управлять рисоводческим племзаводом «Красноармейский». И, судя по отзывам тех, кто давно и плотно сотрудничает с семеноводами «Красной», Евгений Петрович не уронил чести сельхозпредприятия. Ни одной рекламации за 14 лет не получили.

— Для того чтобы нормально функционировала рисоводческая отрасль Кубани, мы должны засевать элитой в каждом хозяйстве по 10—15 процентов площадей, — начал разговор Е.П. Максименко. — Это в пределах 12—18 тысяч гектаров. Исходя из нормы высева 200 килограммов на гектар, станции необходимо производить до 3,4 до 3,8 тысячи тонн элитных семян, с чем мы вместе селекционерами Центра успешно справляемся последние четыре года.

Те сельхозпредприятия и фермеры, у которых нет базы для производства семян первой репродукции, стараются взять в «Красной» больше элиты на товарные посевы, чему способствует грамотная политика государства: часть расходов на покупку посевного материала высших кондиций оно берет на себя. Вторая выгода: как правило, элитных семян на посев расходуется меньше где-то на 10 процентов, по качеству они гораздо выше, и на таких массивах обычно урожайность риса увеличивается на 5—7 центнеров.

Выгоднее сеять элиту еще и потому, что таким образом, благодаря сортообновлению, удается уйти от краснозерных форм в посевах.

— Краснозерность — главный бич отрасли, — поясняет Е.П. Максименко. — Для того чтобы из красного зерна получить белое, его надо дополнительно шлифовать. Таким образом, мы увеличиваем расходы. Далее. Из-за того что краснозерные формы раньше созревают, они подвержены осыпанию. То есть краснозерность нарастает в геометрической прогрессии. И правильно поступают хозяйства из Адыгеи, Дагестана, Калмыкии, которые отдают предпочтение элитным семенам риса.

Что касается непосредственно самой станции «Красной», то здесь культура земледелия находится на высочайшем уровне. В севообороте люцерна занимает 25 процентов площадей. Когда наступает время сортовых прополок, в них участвуют 120 человек (из 147 работающих). За каждым закреплен определенный участок на три года, поэтому, если хоть один раз смухлевал, поленился и не удалил краснозерные формы, — пожалеешь: десять лет будешь чистить потом посевы.

Самой собой разумеется, и по урожайности «Красная» пример другим показывает. В среднем она держится на уровне 82—85 центнеров, как и подобает флагману рисоводческой отрасли Кубани.

Сорта — на любой вкус

Аполлон и Виктория, Исток и Каурис, Наутилус и Патриот — эти сорта для интенсивных технологий, автором которых является доктор сельскохозяйственных наук В.С. Ковалев, находят все большее распространение на Кубани и в других рисосеющих регионах России. А знаменитый Рапан-2, который высевается вот уже 26 лет, по-прежнему занимает в чеках самые большие площади. Он тоже создан Виктором Савельевичем вместе с коллегами.

В целом в производстве сегодня находятся 37 сортов кубанской селекции. Это более чем достаточно, поскольку используются максимум 18—20.

— Чем выше потенциал сорта, тем требовательнее нужно относиться к технологии его возделывания, — вводит журналистов в курс дела В.С. Ковалев. — Надо ему дать все, что положено, и вовремя. Только тогда можешь рассчитывать на высокий конечный результат.

Профессор Ковалев — автор более чем 100 научных работ, корифей отрасли, имеет свою школу. Один из его учеников — А.М. Оглы.

— А как так получилось, что Андрей Михайлович до сих пор даже ученой степени кандидата наук не имеет? — интересуюсь у В.С. Ковалева. — А вы знаете, кандидат наук — это не показатель, — неожиданно заявил Виктор Савельевич. — Андрей Михайлович — редкостный человек. Он хочет не просто иметь кандидатский диплом, а быть уверенным в том, что будет безошибочно защищать свой труд. Значит, пока молодой сотрудник в чем-то сомневается. Именно из таких людей вырастают настоящие ученые.

Поле, рисовые чеки давно стали кабинетом для таких селекционеров, как В.С. Ковалев. В начале ноября побывал в одном из самых продвинутых хозяйств Красноармейского района — ООО имени П.П. Лукьяненко. Договорились с директором Николаем Александровичем Пискуном о продлении контракта на 2023 год. А надо сказать, что в Ивановской, где находится центральная усадьба хозяйства, Виктор Савельевич делает побольше опытов, чем в Центре. И новость от руководителя узнал: инвестор купил квадрокоптер, который поднимает груз в 40 килограммов, и с его помощью удается травить мышевидных грызунов на всей площади. Не надо грязь людям месить, в каждую норку сыпать отраву. Вот за такими руководителями — будущее рисоводческой отрасли, уверен В.С. Ковалев.

Поинтересовались мы у ведущего селекционера страны, когда в посевах на Кубани появятся длиннозерные сорта, а также экзотические: красные, черные, ароматические. И лечебные.

Оказалось, они уже есть и работа продолжается. Был бы спрос только. В этом году, к примеру, Григорий Леонидович Зеленский передал в госсортоиспытание глютинозный Лекарь, предназначенный для детского, диетического и лечебного питания. Уже есть договоренность с одним из известных медиков, который согласился проверить эффективность размолотого в мучку риса на тех пациентах, которые болеют гастритом. Но пройдет немало времени, похоже, пока этот сорт завоюет свою нишу.

Комментарий директора ФГБНУ «Федеральный научный центр риса» члена-корреспондента РАН Сергея Валентиновича ГАРКУШИ:

— Краевые и федеральные власти приняли, считаю, мудрое решение, объединив в свое время ВНИИ риса, РПЗ «Красноармейский» и опытно-семеноводческое хозяйство «Красное» и создав Федеральный научный центр. Если бы, не дай Бог, все земли, производственные объекты хозяйств перешли в частные руки, еще неизвестно, как бы дело повернулось. Смею предположить — было бы хуже.

Сегодня мы имеем Центр, который обеспечен научным, интеллектуальным потенциалом. ФНЦ стал поистине федеральным, ибо мы теперь завязаны на все девять рисосеющих регионов и работаем в тесном контакте со всеми республиканскими и областными министерствами сельского хозяйства.

В качестве положительного примера сошлюсь на деловое сотрудничество с Дагестаном. За пять последних лет площади под рисом здесь выросли с 13 до 26 тысяч гектаров — и все они засеваются семенами кубанской селекции.

В Ростовской и Астраханской областях возделывается белое зерно на 16 и 10 тысячах гектаров соответственно. Даже в знойной Калмыкии, в Каспийском, Черноземельском и Яшкульском районах стали выращивать рис. Пока что на 4,2 тысячи гектаров. Но и здесь есть перспективы.

С наступлением зимы большая часть наших сотрудников разъедутся по районам Кубани, по соседним регионам на встречи с местными рисоводами. Поможем им до мельчайших подробностей разобраться в структуре рисового севооборота, в том, какому предшественнику отдать предпочтение, какие технологии применить.

Главная наша задача — не допустить серьезного снижения валовых объемов производства риса в Российской Федерации в ближайшие пять лет, пока будет идти восстановление Федоровского гидроузла. Думаю, все у нас получится.

▲ Вверху